Перестройка корпоративного законодательства

Перестройка корпоративного законодательства

21 августа 2014

Перестройка корпоративного законодательства

С 1 сентября 2014 года в России вступают в силу изменения корпоративного законодательства (Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"). Чтобы обратить внимание на возможные достоинства и недостатки изменений, я и подготовил этот материал, ориентируясь на наиболее популярный корпоративный субъект – общества с ограниченной ответственностью. Но и здесь остановимся только на четырех новеллах. 

 

Об уставе

Для государственной регистрации юридических лиц могут использоваться типовые уставы, которые утверждает уполномоченный орган государственной власти (ст. 52 ГК РФ в буд. ред). Такой способ позволит избавиться от самого по себе документа, и его не потребуется представлять при контактах с третьими лицами. Его содержание всегда можно посмотреть в соответствующем нормативном акте, которым утвержден типовой устав.

Помимо этого, можно прогнозировать сокращение сроков регистрации юридических лиц – не исключено, что скоро законодатель может рассмотреть этот довод, чтобы принять соответствующее решение. Напомню, сегодня срок регистрации юридических лиц составляет не более пяти рабочих дней (п. 1 ст. 8 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").

 

О собрании

Факт принятия общим собранием участников общества решения и состав участников общества, присутствовавших при его принятии, будет подтверждаться путем нотариального удостоверения, если иной способ (например, подписание протокола всеми участниками) не предусмотрен уставом такого общества либо решением общего собрания участников общества, принятым участниками общества единогласно (п. 3 ч. 3 ст. 67.1 ГК РФ). Напомним, что сегодня такого требования нет вообще.

 

О многоликом директоре

По текущей редакции ГК РФ у юридического лица может быть только один единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор, президент и т. п.) (ст. 91 ГК РФ). В случае, если требуется совершение действий от имени юридического лица иным лицом, то он признается представителем компании и действует на основании доверенности.

По новой редакции ГК РФ уставом может быть предусмотрено предоставление полномочий единоличного исполнительного органа нескольким лицам, действующим совместно, или образование нескольких единоличных исполнительных органов, действующих независимо друг от друга (ст. 65.3 ГК РФ).

Если обратите внимание, то несколько равноправных руководителей в компании могут действовать только независимо друг от друга. Подобное означает в первую очередь дублирование (пересечение) компетенции таких руководителей. Причем тут может быть неприятная ситуация, когда действия директоров противоречивы или взаимоисключающи. Тогда какому из них стоит отдавать предпочтение? Последнему из них, кто совершил действие, порождающее гражданско-правовые последствия? Пока совершенно непонятно, какой критерий будет использоваться на практике.

Следовательно, при сотрудничестве с такой организацией придется более тщательно анализировать полномочия руководителей, посредством изучения устава компании, а также подтверждения наличия или отсутствия внутренних документов корпорации.

Впрочем, в этой ситуации мне хочется в первую очередь посочувствовать самим компаниям, избравшим такой путь управления компании, так как придется детальнее и тщательнее прописывать зоны ответственности директоров и предоставляемые им полномочия. А во вторую – контрагентам компании, которых вынуждают проявлять еще большую осмотрительность и разумность при построении отношений между компаниями.

Также законодатель признает, что единоличным исполнительным органом теперь может не только физическое лицо, но и юридическое (ст. 65.3 ГК РФ). Это, в свою очередь, позволяет юридическому лицу, являющемуся руководителем компании, разделять имеющиеся у него полномочия среди собственных сотрудников и (или) привлеченных им лицами. Данный вариант необходимо отличать от передачи полномочий единоличного исполнительного органа третьему лицу на основании соответствующего решения и договора (ст. 42 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью").

 

О корпоративном договоре

Соглашения между участниками по вопросам осуществления ими своих прав по управлению компанией могут заключаться и сейчас. Но новая редакция ГК РФ расширила их содержание и субъектный состав.

Так, теперь такое соглашение называется корпоративным договором. Корпоративный договор может быть заключен всеми или только частью участниками общества, причем информация о содержании такого договора, заключенного участниками непубличного общества, не подлежит раскрытию и является конфиденциальной. О самом договоре необходимо уведомить общество (ст. 67.2 ГК РФ). Обращаю внимание, что общество и участник общества – это разные субъекты отношений. Следовательно, наличие информации у участника общества неравнозначно наличию информации у самого общества. Исключение – ситуации, когда общество состоит из одного единственного участника, одновременного являющегося единоличным исполнительным органом. В таком случае сложнее разделить этих субъектов в гражданском обороте.

Если корпоративный договор заключен между всеми участниками, то решения, принимаемые общим собранием, должны соответствовать условиям договора. В противном случае решение общего собрания может быть признано недействительным.

Но самое важное заключается в другом.

Теперь третьи лица, не являющиеся участниками общества (например, кредиторы), могут заключить договор с участниками общества, по которому последние в целях обеспечения охраняемого законом интереса таких третьих лиц обязуются осуществлять свои корпоративные права определенным образом или воздерживаться (отказаться) от их осуществления. К этому договору соответственно применяются правила о корпоративном договоре.

К охраняемому законом интересу третьих лиц можно отнести также интерес конечных бенефициаров компании.

Таким образом, договор заключенный с такими третьими лицами, хоть и не является корпоративным договором (получается, что у нас иной, не поименованный законом договор), но на него распространяются нормы закона о корпоративном договоре. 

 

Источник: ГАРАНТ.РУ

Контакты

Уфа-Адвокат Vindex Group

Main (fax): +7(347) 272 47 46
Mobile: +7(919) 155 09 04,
Email: ufa-adv@yandex.ru 
Web:  www.ufa-advokat.ru

Россия, 450008, город Уфа, улица Кирова, дом 1, офис 126, "Дом Профсоюзов"