Новая веха развития электротранспорта: курс на массовое производство, повышение спроса и развитие инфраструктуры

Новая веха развития электротранспорта: курс на массовое производство, повышение спроса и развитие инфраструктуры

 
Новая веха развития электротранспорта: курс на массовое производство, повышение спроса и развитие инфраструктуры
kbuntu / Depositphotos.com

Современная мировая автомобильная отрасль в условиях прогрессивных научных разработок и технологических достижений стремительно развивается. При этом одним из глобальных ее трендов в настоящее время является электрификация транспортных средств (далее – ТС). Последняя позволяет наряду с обеспечением потребителю эффективного функционального назначения снизить уровень вредного влияния на экологию. Именно поэтому согласно Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2025 года, утв. Распоряжением Правительства РФ от 28 апреля 2018 г. № 831-р, развитие технологий электрификации транспортных средств стало одним из приоритетных направлений инновационного развития автомобилестроения в стране.

Чтобы Россия успешно встроилась в мировое автопроизводство на новом технологическом уровне, ей необходимы четкие ориентиры. Понимая это, Правительство РФ своим Распоряжением от 23 августа 2021 г. № 2290-р1 утвердило Концепцию по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации на период до 2030 года (далее – Концепция). В ней закреплены цели и задачи развития формирующейся отрасли, этапы реализации и целевые показатели. Кроме того, определены ключевые направления государственной политики в сфере развития производства и использования на территории России электротранспортных средств, сформирован план мероприятий по реализации Концепции и оценены риски.

На ключевых положениях документа остановимся более подробно.

 

Общие положения

Концепция нацелена на определение ключевых направлений госполитики в сфере развития производства и использования на территории РФ электротранспортных средств, позволяющих обеспечить достижение установленного целевого показателя по их производству. Под электрическим автомобильным транспортом в тексте документа понимаются ТС категорий М1, М2, М3, N1, N2, N3, L7 с улучшенными показателями энергоэффективности и экологичности, работающие на альтернативных источниках энергии (тяговая аккумуляторная батарея и водородный топливный элемент). Сюда же относится и инфраструктура, обеспечивающая функционирование таких ТС.

В числе приоритетных задач Концепции:

  • развитие на территории страны производственной базы по выпуску электрических автомобильных ТС;
  • наращивание технологических компетенций национальных производителей автомобильной техники и комплектующих за счет углубления локализации производства электротранспортных средств;
  • выведение на рынок продуктов с принципиально новыми свойствами в области электродвижения, стимулирование спроса на них, организация послепродажного обслуживания;
  • создание на территории РФ необходимой инженерной и транспортной инфраструктуры;
  • снятие существующих регуляторных барьеров для использования электрического автомобильного транспорта.

Реализация этих задач предусмотрена в 2 этапа, первый из которых ограничен периодом 2021-2024 годов, а второй – 2025-2030 годов. В частности, на первом этапе планируется производство не менее 25 тыс. электротранспортных средств и запуск в эксплуатацию не менее 9,4 тыс. зарядных станций, порядка 2,9 тыс. из которых – быстрые зарядные станции. В рамках реализации второго этапа Концепции предполагается: производство электротранспортных средств в количестве не менее 10% общего объема производимых ТС; запуск производства ячеек для тяговых аккумуляторных батарей; старт производства катодных и анодных материалов; ввод в эксплуатацию не менее 72 тыс. зарядных станций, из которых не менее 28 тыс. – быстрые зарядные станции; запуск в эксплуатацию не менее 1000 водородных заправок; создание дополнительно порядка 39 тыс. высокопроизводительных рабочих мест по всей технологической цепочке производства электрохимии, электромеханики, электроники и производства электротранспортных средств.

Мероприятия Концепции будут финансироваться за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников, в том числе привлеченных средств частных инвесторов.

 

Ключевые направления государственной политики

Наибольший интерес для производителей и потребителей представляют сформированные в Концепции направления госполитики в сфере развития производства и использования на территории России электротранспортных средств. Они не только задают общий курс развития по отдельным направлениям, но и содержат конкретные действия по достижению запланированных показателей. Всего в Концепции выделено 7 направлений.

Совершенствование законодательства и снятие регуляторных барьеров

Это направление обусловлено отсутствием норм технического регулирования и проектирования зарядной инфраструктуры для электротранспорта и предполагает установление до 2024 года порядка проектирования помещений парковочных пространств для электротранспортных средств и дополнение требований к автозаправкам в части их обязательного оборудования специальными зарядными станциями.

В частности, в рамках региональных нормативов градостроительного проектирования планируется определить минимальную долю мест для электромобилей на парковках, установить особенности размещения зарядных устройств на закрытых автостоянках и требования к запчастям электротранспортных средств. Кроме того, потребуется введение технических требований к зарядным станциям, устанавливаемым на автомобильных дорогах общего пользования федерального, регионального, межмуниципального и местного значения.

Стимулирование развития зарядной инфраструктуры

Предпосылки для реализации этого направления разработчики Концепции видят в отсутствии на территории страны достаточного количества зарядных станций для электротранспорта. Создание соответствующей инфраструктуры планируется апробировать на нескольких пилотных регионах – для этого до 2024 года потребуется определить перечень таких территорий и дорог федерального значения, продумать механизм софинансирования части затрат на создание зарядной инфраструктуры и осуществить поэтапное распространение требований по ее созданию на субъекты РФ, не относящиеся к пилотным.

Так, в ближайшие годы предполагается создать не менее 2,9 тыс. быстрых зарядных станций, на которых будет обеспечена возможность в пределах получаса зарядить электромобиль до 80%, к 2030 году их число должно возрасти еще на 29 тыс. План по созданию инфраструктуры по зарядке с использованием медленных зарядных станций, где время зарядки до 40% составляет от 2 часов, намного больше – не менее 6 тыс. до 2024 года и еще 44 тыс. – к 2030 году.

Стимулирование спроса на отечественные электротранспортные средства

Уровень спроса на электротранспортные средства на российском рынке планируется повышать путем:

  • разработки комплексных городских программ в пилотных территориях по внедрению электротранспортных средств и развитию зарядной инфраструктуры с включением в них льготной ставки транспортного налога для владельцев электромобилей, а также льготной парковки;
  • увеличения допустимой стоимости электротранспортного средства для целей получения субсидии на возмещение затрат по выданным на приобретение автомобилей кредитам, а также повышения размера скидки при его покупке;
  • включения таких ТС в программу льготного лизинга;
  • корректировки коэффициента расчета суммы утилизационного сбора с 2022 года в отношении электротранспорта;
  • проведения эксперимента по бесплатному проезду электротранспортных средств по платным участкам федеральных автомобильных дорог;
  • совершенствования вопросов допуска к управлению электромобилями с разрешенной максимальной массой более 3500 кг водителей, имеющих право управления транспортными средствами категории "В".

Производство отечественных тяговых аккумуляторных батарей и водородных топливных элементов

В рамках этого направления предусмотрен запуск до 2024 года производства электродвигателей, силовой и управляющей электроники, а до 2030 года – производства ячеек для тяговых аккумуляторных батарей и производства водородных топливных элементов, катодных и анодных материалов. При этом будут использовать механизм софинансирования затрат на строительство занимающихся таким производством заводов и применять специальный инвестиционный контракт.

Производство и локализация электротранспортных средств и зарядных станций

Здесь запланировано внесение до 2024 года в законодательство изменений, касающихся установления баллов и технологических операций по производству электротранспортных средств, зарядных станций и накопителей энергии для углубления их локализации. В указанный срок власти намерены обеспечить производство не менее 25 тыс. электротранспортных средств.

В 2030 году, по прогнозным показателям, минимальное количество произведенных российских электромобилей на внутреннем рынке составит уже 10% от общего объема производства ТС, а производители будут полностью обеспечены отечественными компонентами – тяговыми аккумуляторными батареями, катодными и анодными материалами, электродвигателями и силовой и управляющей электроникой. В этот же срок намечен запуск производства ТС на водородных топливных элементах.

Создание испытательной базы для проведения сертификационных и доводочных работ при проектировании автомобилей с низким углеродным следом

Организовать возможность проведения сертификации, испытаний и доводочных работ для ТС с низким углеродным следом, а также проведения контроля технологий производства материалов и элементов аккумуляторов предполагается до 2030 года. Начать соответствующую работу планируется уже в следующем году.

Создание инфраструктуры на водороде

В первую очередь, это касается формирования инфраструктуры водородных заправочных станций, которых, по замыслу разработчиков Концепции, до 2030 года должно быть не менее 1 тыс. Начало реализации указанного направления госполитики намечено на 2025 год.
 

Мероприятия по реализации Концепции

Конкретные мероприятия по реализации Концепции определены в Плане мероприятий ("дорожной карте") по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации на период до 2030 года. Причем в нем указаны не только сами мероприятия, но и сроки их реализации и ответственные ведомства.

В частности, разработать проект свода правил "Стоянки автомобилей. Требования пожарной безопасности", исключающих ограничения размещения тяговых аккумуляторных батарей электромобилей и подзарядных гибридных автомобилей, не выделяющих при зарядке и эксплуатации горючие газы, на закрытых автостоянках, МЧС России должно уже в декабре текущего года, а подготовить рекомендации регионам по выделению отдельных парковочных мест для электротромобилей на общих парковках Минэкономразвития России и Минтрансу России предписано к январю 2022 года.

Кроме того, в перечне законодательных решений значатся:

  • разработка и актуализация документов национальной системы стандартизации в части ТС, включая электробусы, и зарядной инфраструктуры для них, в том числе на основе международных стандартов;
  • подготовка изменений в технический регламент Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011) в части установления требований к компонентам электротранспортных средств, выпускаемым в обращение в качестве сменных (запасных) частей;
  • определение перечня территорий и дорог федерального значения в качестве пилотных для создания зарядной инфраструктуры для электротранспортных средств до 2024 года и разработка правил предоставления субсидий на софинансирование части затрат на создание такой инфраструктуры в пилотных регионах и т. д.

А среди мероприятий, направленных на стимулирование спроса на отечественные электромобили, указаны: подготовка рекомендаций регионам по разработке механизмов дополнительного стимулирования спроса путем установления льготных условий пользования электротранспортом (в части транспортного налога, бесплатной парковки и т. п.); проработка вопроса о возможности установления с 2024 года минимальной доли отечественных электротранспортных средств, а также зарядных станций для них в целях их использования для государственных, муниципальных и корпоративных закупок; дополнение категорий и увеличение допустимой стоимости электротранспорта с определением размера скидки при его покупке; включение электротранспортных средств в программу льготного лизинга. Здесь же – и проведение эксперимента по бесплатному проезду электромобилей по платным участкам федеральных автомобильных дорог – если такой эксперимент будет успешным, то возможность проезда на электромобилях без взимания платы по платным автомобильным дорогам будет прописана в законе.

 

Оценка концептуальных рисков

Стоит отметить, что разработчики Концепции учли и возможные риски при реализации поставленных задач. Среди них:

  • высокая зависимость производства от внутреннего спроса, который обусловлен в том числе уровнем доходов населения;
  • высокая зависимость формирования внутреннего спроса, и, как следствие, развития производства от развития зарядной инфраструктуры, а также от развития транспорта, использующего альтернативные источники топлива;
  • отсутствие ряда компетенций и мощностей по производству компонентов на уровне поставщиков материалов и комплектующих 2-го и 3-го уровней, которые, как правило, носят межотраслевой характер;
  • ограниченность финансовых ресурсов у российских автопроизводителей для масштабных инвестиций в исследования, разработки и новые технологии;
  • дефицит квалифицированных инженерных кадров.

 

Перспективы развития отрасли

В оценке перспектив развития отрасли производства в России электротранспортных средств упор сделан как на международные тренды, так и на внутрироссийские. Что касается первых, то на мировом рынке наша страна пока отстает по уровню развития отрасли производства электромобилей, хотя, по оценкам экспертов, при достаточном уровне господдержки у нее есть шансы занять достойное место среди своих зарубежных конкурентов.

По оценкам специалистов, по состоянию на 2020 год парк электромобилей в РФ насчитывал до 11 тыс. электромобилей. С учетом реализации Концепции ожидается, что потребление электротранспортных средств в стране в общей структуре автотранспорта может составить порядка 15% – преимущественно за счет легковых и легких коммерческих электромобилей. "Исходя из планов автопроизводителей и расчетного плана развития рынка объем потребления новых электромобилей в 2030 году может превысить 250 тыс. штук", – отмечается в тексте Концепции.

На национальном уровне рассматривается 3 основных сценария прогноза потребления электротранспортных средств:

  • инерционный, предполагающий полное отсутствие стимулирования развития транспорта и инфраструктуры;
  • сбалансированный, при котором поддержка развития инфраструктуры и спроса максимально оказывается в первые 3 года проекта;
  • сценарий ускоренного развития с проактивной поддержкой инфраструктуры, стимулированием спроса и ограничением на использование автомобильного транспорта с двигателем внутреннего сгорания.

В рамках первого сценария прогнозируется, что доля электротранспортных средств составит 5% общего объема рынка автомобилей, а общий парк электротранспортных средств не превысит 540 тыс. штук. В рамках второго – 15% и 1400 тыс. штук, в рамках третьего – 30% и 3,23 млн электромобилей соответственно.

За основу предлагается взять сбалансированный сценарий развития, который потребует наличия к 2030 году 144 тыс. зарядных станций. Более конкретные прогнозные показатели по этому сценарию предусматривают выпуск к 2030 году 1,4 млн электромобилей, 10 электромобилей будет приходиться на 1 электрозарядную станцию, 60% из которых – медленные электрозарядные станции. Оговорено, что для формирования бесперебойного движения по территории России максимальное расстояние между двумя ближайшими станциями зарядки на дорогах общего назначения не должно превышать 100 км, а в условиях крупных мегаполисов – не более 4 кв. км.

Кроме того, по прогнозам разработчиков Концепции, в ближайшие 6-8 лет благодаря достижениям в технологиях хранения энергии цена на электротранспорт существенно снизится, а господдержка позволит открыть рынок для развития массовых продаж. "На сегодняшний день разница между стоимостью электромобиля среднего класса и бензинового аналога составляет примерно 750 тыс. руб. При этом эксплуатация электротранспортного средства уже может быть более выгодной, чем использование автомобиля с двигателем внутреннего сгорания, если электромобиль будет проезжать не менее 45 тыс. километров ежегодно в течение не менее 5 лет. Экономия от потребления топлива и обслуживания возместит разницу суммы, что делает выгодным использование электромобиля, как минимум, в качестве такси и для краткосрочной аренды автотранспортного средства (каршеринг) в условиях города", – поясняется в Концепции.

Наконец, в документе рассмотрены перспективы развития новых технологических решений для использования электротранспортных средств по аккумуляторам, включая:

  • создание ячеек литий-ионных аккумуляторов и развитие сырьевой базы для этого;
  • производство катодных и анодных материалов;
  • производство топливных (водородных) элементов;
  • развитие сопутствующих сквозных технологий.

При этом акцент сделан на необходимости обеспечения гибкости госполитики регулирования зарядной инфраструктуры и включение в нее помимо непосредственно финансирования проектов по созданию зарядных станций (включая компенсацию государством до 60% расходов) ряд иных стимулирующих мер для частного бизнеса.

Отметим, первоначальный замысел Концепции направлен на экологическое оздоровление российского общества, развитие и использование "зеленых технологий", сокращение негативного влияния от выбросов при применении двигателей внутреннего сгорания. Однако в ее тексте отсутствуют положения, касающиеся утилизации или переработки отработанных автомобильных аккумуляторных батарей нового поколения. А этот аспект имеет большое значение, поскольку с наращиванием темпов производства таких аккумуляторов, но без проработки вопросов их утилизации, наша страна может занять одно из первых мест по уровню загрязнения почвы и вод от этих изделий. Поэтому многие эксперты считают необходимым параллельно с планированием производства автомобильных батарей нового поколения решать и вопросы их переработки и утилизации.

 

***

"Очевидно, что за электромобилями или машинами, которые работают на более экологичных силовых агрегатах, – будущее. И нам нужно также активно развивать это направление. Тем более что целый ряд компетенций в стране уже есть. Рассчитываем, что реализация заложенных в концепцию идей и решений позволит сформировать собственную индустрию по выпуску электромобилей. Привлечь частные инвестиции и создать около 40 тыс. высокопроизводительных рабочих мест по всей технологической цепочке – от электрохимии до производства автотранспорта на электротяге", – отметил в ходе оперативного совещания с вице-премьерами Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин.

Рассмотренные концептуальные положения будут учитываться при разработке государственных программ Российской Федерации, региональных госпрограмм и иных документов стратегического планирования, содержащих мероприятия, направленные на развитие автомобильной промышленности.

Мониторингом и контролем реализации Концепции займутся Минэкономразвития России, Минпромторг России и Минэнерго России совместно с Минтрансом России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Они же будут ежегодно формировать доклад о ходе ее выполнения, по итогам рассмотрения которого Правительство РФ при необходимости сможет принимать решения о корректировке Концепции. 

______________________________

1 С текстом Распоряжения Правительства РФ от 23 августа 2021 г. № 2290-р можно ознакомиться на официальном сайте Правительства РФ (http://static.government.ru/media/files/bW9wGZ2rDs3BkeZHf7ZsaxnlbJzQbJJt...).

 

 

Источник: ГАРАНТ.РУ

ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/article/1480893/#ixzz7517lvhvk

Контакты

Уфа-Адвокат Vindex Group

Main (fax): +7(347) 272 47 46
Mobile: +7(919) 155 09 04,
Email: ufa-adv@yandex.ru 
Web:  www.ufa-advokat.ru

Россия, 450008, город Уфа, улица Кирова, дом 1, офис 126, "Дом Профсоюзов"